Содержание
РАЗДЕЛ№1 КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
1 Целевой раздел
1.1 Пояснительная записка
1.2 Цель и задачи программы
1.3. Содержание Программы Учебный (тематический) план
1.4. Планируемые результаты
3
3
3
5
6
13
РАЗДЕЛ № 2 КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННОПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
2.1. Календарный график
2.2. Условия реализации программы
2.3. Форма аттестации и оценочные материалы
14
14
14
15
Список литературы
16
РАЗДЕЛ№1 КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
1 Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
Направленность программы: естественнонаучная.
Актуальность программы: Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа «МенАри» (далее Программа) разработана в
соответствии с:
1. Федеральным Законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации» (далее – ФЗ);
2. Федеральным законом РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных
гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.);
3. Стратегией развития воспитания в РФ на период до 2025 года
(распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);
4. Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030
года (утверждена
Распоряжением
Правительства
Российской
Федерации от 31.03.2022г. № 678-р);
5. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ
от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП
2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания
и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее – СанПиН);
6. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации
от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения
организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных
образовательных
технологий
при
реализации
образовательных
программ»;
7. Приказом
Министерства
просвещения
Российской
Федерации
от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам» (далее – Порядок);
8. Приказом
Министерства
просвещения
Российской
Федерации
от 30 сентября 2020 года № 533 «О внесении изменений в Порядок
организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным
общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства
просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. N 196»;
9. Приказом
Министерства
просвещения
Российской
Федерации
от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития
региональных
систем дополнительного образования детей»;
10.Письмом Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
23
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по
проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые
программы)»;
11.Приказом Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении
Концепции
развития образования на территории Свердловской области на период до
2035
года».
12.«Требованиями
к
дополнительным
общеобразовательным
общеразвивающим
программам
для
включения
в
систему
персонифицированного финансирования дополнительного образования
детей Свердловской области» (Приложение к приказу ГАНОУ СО
Свердловской области «Дворец молодѐжи» от 26.02.2021г. № 136-д);
13.Требования к дополнительным общеобразовательным общеразвивающим
программам для включения в систему персонифицированного
финансирования
дополнительного образования детей Свердловской области» (Приложение к
приказу ГАНОУ СО Свердловской области «Дворец молодѐжи» от
26.02.2021г. № 136-д);
14.Уставом МАДОУ детский сад 3;
15.Положением о дополнительных общеразвивающих программах и порядке
их
утверждения в МАДОУ детский сад 3.
Педагогическая целесообразность данной программы «МенАри» (далее
Программа) обусловлена важностью создания условий для развития
интеллектуальных, творческих и личностных способностей детей при
максимальном использовании потенциала их возрастных возможностей.
Наукой доказано: способность к успеху зависит от гармоничного развития
правого и левого полушарий мозга. Реализация данной программы
предполагает систему разработанных комплексных занятий, с использованием
разнообразных форм, методов работы направленных на развитие обоих
полушарий головного мозга, а это значит развитие творческих и
мыслительных
процессов,
как
равновозможных,
гармоничных
и
согласованных.
Занятия по программе помогают натренировать нейронные связи головного
мозга, развивать скорость и качество мышления.
Программа направлена на развитие умственных способностей детей,
средством нетрадиционной методики обучения детей дошкольного и школьного
возраста устному счету с использованием арифметических счет Абакус, в рамках
дополнительного образования. имеет естественнонаучный профиль.
Программа разработана в соответствии с потребностями населения ГО
Красноуфимск.
Адресат программы: дети 5-9 лет.
24
Учет возрастных особенностей – один из основополагающих
педагогических принципов. Опираясь на него, педагог осуществляет отбор
материала, форм и методов обучения.
Режим занятий: 1 академический час, 2 раз в неделю
Срок реализации программы – 1 год (7 месяцев).
Объем программы: 56 часов
Форма реализации: очная
Форма обучения: групповая (занятия проводятся в одновозрастных
группах, численный состав группы – 10-15 человек)
Вид занятий:
В занятие входит постоянная смена деятельности детей: предусмотрена
совместная работа с педагогом, самостоятельная деятельность, разминка, нейроритмика, глазодвигательная гимнастика, кинезиологические упражнения,
логические игры и задания, активные игры и игры малой подвижности,
деятельность с родителями.
Программа содержит планирование по разделу обучение «МенАри» и
системный цикл домашних заданий. Работа проводится фронтально в группах до
15 человек. Обучение осуществляется в несколько этапов: на первом этапе
обучения используются механические счѐты Абакус, далее детей учат
воспроизводить действия в уме, на ментальном уровне, используя образное
мышление и воображение.
Форма подведения итогов реализации программы - итоговое занятие в
виде олимпиады.
Практическая значимость программы определяется в трех аспектах:
раскрывается показатель подготовки ребѐнка к школьному обучению,
представлен систематизированный материал по развитию математических
навыков, памяти, мышления, воображения, мелкой моторики кистей рук.
Овладев базовыми знаниями, ребенок получит следующие преимущества:
Вследствие развития воображения и интуиции, научиться мыслить
нестандартно, что поможет ему в будущей профессии и просто в сложных
житейских ситуациях.
Всегда будет рассуждать логически и, в тоже время, не шаблонно, смекалка и
находчивость поможет чувствовать себя уверенно в условия современной
жизни.
Сможет с легкостью изучать любые школьные дисциплины, благодаря
быстрому запоминанию и умению проникать в суть любого явления.
Для определения уровня усвоения программы применяются два вида
мониторинга:
1. внутренний (наблюдение);
2. внешний (участие детей в олимпиадах
разного
уровня
– региональный, российский, международный).
1.2. Цель и задачи дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы
25
Цель: развитие основных познавательных процессов (мышление, память,
внимание, воображение), образующих интегральное качество личности.
Задачи программы:
Образовательные:
Дать представление о ментальной арифметике и основах системы
счѐта на «абакусе».
Обогатить арифметические представления детей.
Сформировать основы понятия: «сложение», «вычитание», «состав
числа», «разряды чисел», «больше», «меньше».
Сформировать умение соотносить количество и число.
Развивать умение применять навыки арифметического счета при
решении практических задач.
Научить техникам устного счета.
Развивающие:
Развивать концентрацию внимания и скорость реагирования на
поставленную задачу, а также способность включать в работу целый ряд
познавательных процессов и ресурсов при построении знаковых систем.
Увеличить объѐм долговременной и визуальной памяти.
Развивать образное мышление.
Развивать логическое мышление.
Воспитательные:
Формировать чувство собственного достоинства у ребенка по мере
освоения техники ментального счета.
Формировать чувство ответственности и уверенности в своих силах.
Воспитывать и развивать гармоничную, стрессоустойчивую
личность ребенка.
1.1. Содержание дополнительной общеобразовательной
общеразвивающейпрограммы
Описание образовательной деятельности в соответствии с
направлениями развития ребенка
Начиная с 5-ти летнего возраста, ребенок, познакомившись с цифрами от 1
до 10, начинает использовать Абакус для простых арифметических упражнений.
В процессе выполнения арифметических действий ребѐнок передвигает
деревянные косточки одновременно большим и указательным пальцами обеих
рук, что способствует гармоничному развитию обоих полушарий головного
мозга. При этом ребенок учится представлять числа и математические действия в
виде определенного положения косточек на спицах Абакуса. Со временем
постепенно ослабляется привязка ребѐнка к счѐтам и стимулируется его
собственное воображение, благодаря чему уже через несколько занятий он
сможет производить простейшие расчеты в уме, лишь представляя Абакус перед
собой и мысленно совершая движения косточками (работа с воображаемыми
счѐтами).
26
Таким образом, первоначально, дети учатся производить арифметические
операции на уровне физических ощущений: пальчиками (тактильная память),
передвигая косточками на счѐтах. В это же время они учатся представлять счѐты
в уме, как картинку (образная память), и начинают решать задачи, складывая не
цифры, а образы-картинки. При работе на счѐтах (сначала настоящих, потом
воображаемых) действуют сразу несколько видов восприятия по ведущему
анализатору: зрительное, звуковое, тактильное. Края косточек заострены, что
позволяет развивать мелкую моторику ребѐнка.
Развитие арифметических навыков при обучении действиям с абакусом –
это не является самоцель системы МенАри. Практика свидетельствует о том, что
у многих детей результатом обучения является не только отточенный
вычислительный навык, но и улучшаются концентрация внимания, объем памяти,
развивается образное мышление, воображение и наблюдательность,
совершенствуются умения анализировать и обобщать.
Немаловажный фактор эффективности программы МенАри в том, что в процессе
обучения ребенок почти всегда переживает ситуацию успеха, что является
положительным подкреплением. Ребѐнок быстро получает ответ, видит
непосредственный результат, всѐ это создает ощущение широких возможностей и
уверенность в себе. Дошкольник становится менее зависимым от педагога.
Основные принципы программы:
Системность
Развитие ребѐнка – процесс, в котором взаимосвязаны и взаимообусловлены все
компоненты. Нельзя развивать лишь одну функцию, необходима системная
работа.
Комплексность
Развитие ребѐнка - комплексный процесс, в котором развитие одной
познавательной функции (например, счет) определяет и дополняет развитие
других.
Соответствие возрастным и индивидуальным возможностям
Программа обучения МенАри строится в соответствии с психофизическими
закономерностями возрастного развития.
Постепенность
Пошаговость и систематичность в освоении и формировании учено значимых
функций, следование от простых и доступных заданий к более сложным,
комплексным. Адекватность требований и нагрузок, предъявляемых ребѐнку в
процессе
занятий
способствует
оптимизации
занятий,
повышению
эффективности.
Индивидуализация темпа работы
Переход к новому этапу обучения только после полного усвоения материала
предыдущего этапа.
Повторяемость
Цикличность
повторения материала, позволяющая
формировать
и
закреплять механизмы и стратегию реализации функции.
Взаимодействия
Совместное взаимодействие педагога, ребенка и семьи, направленно на создание
27
условий для более успешной реализации способностей ребѐнка. Повышение
уровня познавательного и интеллектуального развития детей. Взаимодействие с
семьѐй для обеспечения полноценного развития ребѐнка. Изменение показателей
подготовленности детей
в
плане самостоятельной, практической
экспериментальной деятельности.
Учебный план:
В том числе
№ Тема
1. Знакомство с абакусом.
Сложение простых примеров.
2. Братья, сѐстры.
Сложение (5)
Общее
кол-во
часов
4
Форма контроля
теория практика
Контрольное
задание
Контрольное
задание
1
3
6
2
4
3. Состав
числа
10
«Родственники».
Сложение.
4. Дополнительные
формулы
«Соседи».
Сложение
5. Таблица сложения
10
4
6
Контрольное
задание
6
2
4
Контрольное
задание
6
2
4
6. Состав числа 5 «Братья».
Вычитание
7. Состав
числа
10
«Родственники».
Вычитание
8. Дополнительные
формулы
«Соседи».
Вычитание
9. Таблица вычитания
6
2
4
4
1
3
Контрольное
задание
Контрольное
задание
Контрольное
задание
4
1
3
Контрольное
задание
4
1
3
10. Сложение,
формулы
6
1
5
Контрольное
задание
Контрольное
задание
Олимпиада
Итого:
вычитание.
Все
56
Структура занятия:
Организационная
часть –
5
мин. (сюда же входит разбор
имеющихся вопросов при самостоятельном выполнении заданий дома);
10 мин. работа у доски по очереди;
7 мин. работа на абакусе. Самостоятельная проверка заданий, исправление
28
ошибок;
5 мин. физминутка, подвижные математические игры; 8 мин. ментальная
работа;
7 мин. работа в онлайн платформе;
Итог занятия – 30 мин.
Перспективный
календарно-тематический план образовательной
деятельности на учебный год
Неделя
Тема/задачи
Месяц
Номер Тема
Задачи
занятия
Сентябрь 1
Знакомство с абакусом. Обучить детей технике работы с
Сложение вычитание
абакусом. Учить детей писать
простых примеров
числа на абакусе.
Учить решать простые примеры
на абакусе.
Развить математические
способности.
2
Сложение вычитание
Закрепить умение решать
простых примеров
примеры на на абакусе.
Развить внимание, память.
Учить решать примеры
ментально.
3
Цепочечное сложение и Учить решать примеры на
вычитание
абакусе.
Формировать умение решать
примеры ментально.
Развивать внимание.
Развивать память.
Учить представлять в уме 3
разовые операции с 1-значным
числом
4
Цепочечное сложение и Учить решать примеры на
вычитание
абакусе.
Формировать умение решать
примеры ментально.
Развивать внимание.
Развивать память.
Учить представлять в уме 3
разовые операции с 1-значным
числом
5
Братья, сѐстры.
Учить решать примеры с новыми
Сложение (5)
формулами на абакусе.
Формировать умение решать
ментально.
29
Октябрь
6
Братья, сѐстры.
Сложение (5)
7
Братья, сѐстры.
Сложение (5)
8
Братья, сѐстры.
Сложение (5).
Повторение
9
Братья, сѐстры.
Сложение (5).
Повторение
10
Братья, сѐстры.
Сложение (5).
Повторение
11
Состав числа 10
«Родственники».
Сложение.+5,+4,+3,+2,
+1
12
Состав числа 10
«Родственники».
Сложение.+5,+4,+3,+2,
+1
13
Состав числа 10
«Родственники».
Сложение.+9,+8,+7,+6
14
Состав числа 10
30
Учить решать примеры с новыми
формулами на абакусе.
Формировать умение решать
ментально.
Учить решать примеры с новыми
формулами на абакусе.
Формировать умение решать
ментально.
Развить навык решения примеров
с новыми формулами на абакусе.
- Развить навык решения
примеров ментально (6 разовые
операции с 1-значным числом)
Развить навык решения примеров
с новыми формулами на абакусе.
- Развить навык решения
примеров ментально (6 разовые
операции с 1-значным числом)
Развить навык решения примеров
с новыми формулами на абакусе.
Развить умение решать ментально.
Развить умение представлять в
уме 4 разовые операции с 1значным числом
Учить решать примеры с новыми
формулами.
Развить умение решать ментально.
Развить умение представлять в
уме 4 разовые операции с 2значным числом.
Учить решать примеры с новыми
формулами.
Развить умение решать ментально.
Развить умение представлять в
уме 4 разовые операции с 2значным числом.
Учить решать примеры с новыми
формулами.
Развивать умение решать
ментально.
Развить навык представлять в уме
3 разовые операции с 2- значным
числом
Учить решать примеры с новыми
«Родственники».
Сложение.+9,+8,+7,+6
Ноябрь
15
Состав числа 10
«Родственники».
Сложение. Повторение
16
Состав числа 10
«Родственники».
Сложение. Повторение
17
Состав числа 10
«Родственники».
Сложение. Повторение
18
Состав числа 10
«Родственники».
Сложение. Повторение
19
Состав числа 10
«Родственники».
Сложение. Повторение
20
Состав числа 10
«Родственники».
Сложение. Повторение
21
Дополнительные
формулы «Соседи».
31
формулами.
Развивать умение решать
ментально.
Развить навык представлять в уме
3 разовые операции с 2- значным
числом
Развить умение решать примеры с
изученными формулами
на абакусе и ментально.
- Развить умение представлять в
уме 4 разовые операции с 2значным числом.
Развить умение решать примеры с
изученными формулами на
абакусе и ментально.
- Развить умение представлять в
уме 5 разовые операции с 2значным числом.
Развить умение решать примеры с
изученными формулами на
абакусе и ментально.
- Развить умение представлять в
уме 6 разовые операции с 2значным числом.
Развить умение решать примеры с
изученными формулами на
абакусе и ментально.
- Развить умение представлять в
уме 7 разовые операции с 2значным числом.
Развить умение решать примеры с
изученными формулами на
абакусе и ментально.
- Развить умение представлять в
уме 8 разовые операции с 2значным числом.
Развить умение решать примеры с
изученными формулами на
абакусе и ментально.
- Развить умение представлять в
уме 8 разовые операции с 2значным числом.
Учить решать примеры с новой
формулой
Сложение +6
Декабрь
22
Дополнительные
формулы «Соседи».
Сложение +7
23
Дополнительные
формулы «Соседи».
Сложение +8
24
Дополнительные
формулы «Соседи».
Сложение +8
25
Дополнительные
формулы «Соседи».
Сложение +9
26
Дополнительные
формулы «Соседи».
Сложение +9
27
Таблица сложения на
+1,+2,+3,+4,
28
Таблица сложения на
+1,+2,+3,+4,
32
- Учить представлять в уме 6
разовые операции с 2-значными
числами
Учить решать примеры с новой
формулой
Учить представлять в уме 7
разовые операции с 2-значными
числами.
Учить решать примеры с новой
формулой
Учить представлять в уме 8
разовые операции с 2-значными
числами.
Учить решать примеры с новой
формулой
Учить представлять в уме 8
разовые операции с 2-значными
числами.
Учить решать примеры с новой
формулой
- Формировать умение счета в уме
9 разовых операций с 2- значными
числами.
Учить решать примеры с новой
формулой
- Формировать умение счета в уме
9 разовых операций с 2- значными
числами.
-Учить решать цепочку,
состоящую из 10-ти 1-х и 2-х
чисел.
- Развить навык умения решать
примеры по цепочке на
абакусе и ментально (в уме),
введение понятия «х» при помощи
таблицы сложения
-Учить решать цепочку,
состоящую из 10-ти 1-х и 2-х
чисел.
- Развить навык умения решать
примеры по цепочке на
абакусе и ментально (в уме),
введение понятия «х» при помощи
таблицы сложения
29
30
31
32
Февраль
33
34
35
36
Таблица сложения
+5,+6,+7,+8,+9
на -Учить решать цепочку,
состоящую из 10-ти 1-х и 2-х
чисел.
- Развить навык умения решать
примеры по цепочке на
абакусе и ментально (в уме),
введение понятия «х» при помощи
таблицы сложения
Таблица сложения на -Учить решать цепочку,
+5,+6,+7,+8,+9
состоящую из 10-ти 1-х и 2-х
чисел.
- Развить навык умения решать
примеры по цепочке на
абакусе и ментально (в уме),
введение понятия «х» при помощи
таблицы сложения
Таблица сложения на
-Учить решать цепочку,
+1,+2,+3,+4,
состоящую из 10-ти 1-х и 2-х
+5,+6,+7,+8,+9.
чисел.
Повторение
- Развить навык умения решать
примеры по цепочке на абакусе и
ментально (в уме), введение
понятия «х» при помощи таблицы
сложения
Таблица сложения на
-Учить решать цепочку,
+1,+2,+3,+4,
состоящую из 10-ти 1-х и 2-х
+5,+6,+7,+8,+9.
чисел.
Повторение
- Развить навык умения решать
примеры по цепочке на абакусе и
ментально (в уме), введение
понятия «х» при помощи таблицы
сложения
Состав числа 5
Учить решать примеры с новыми
«Братья». Вычитание
формулами
-4,-3,-2,-1
Развить умение ментального счета
Состав числа 5
Учить решать примеры с новыми
«Братья». Повторение
формулами
вычитания
Развить умение ментального счета
-4,-3,-2,-1
Состав числа 5
Учить решать примеры с новыми
«Братья». Повторение
формулами
вычитания
Развить умение ментального счета
-4,-3,-2,-1
Состав числа 5
Учить решать примеры с новыми
33
37
38
39
40
Март
41
42
43
«Братья». Повторение
вычитания
-4,-3,-2,-1
Состав числа 5
«Братья». Повторение
вычитания
-4,-3,-2,-1
Состав числа 5
«Братья». Повторение
вычитания
-4,-3,-2,-1
Состав числа 10
«Родственники».
Вычитание -9,-8,-7,-6
Состав числа 10
«Родственники».
Повторение вычитания
-9,-8,-7,-6
Состав числа 10
«Родственники».
Повторение вычитания
-9,-8,-7,-6
Состав числа 10
«Родственники».
Повторение вычитания
-9,-8,-7,-6
Дополнительные
формулы «Соседи».
Вычитание -6, -7, -8, -9
44
Дополнительные
формулы «Соседи».
Вычитание -6, -7, -8, -9
45
Дополнительные
формулы «Соседи».
Вычитание -6, -7, -8, -9
34
формулами
Развить умение ментального счета
Учить решать примеры с новыми
формулами
Развить умение ментального счета
Учить решать примеры с новыми
формулами
Развить умение ментального счета
Учить решать примеры с новыми
формулами
Развить умение ментального
счета.
Учить решать примеры с новыми
формулами
Развить умение ментального
счета.
Учить решать примеры с новыми
формулами
Развить умение ментального
счета.
Учить решать примеры с новыми
формулами
Развить умение ментального
счета.
Учить решать примеры с новой
формулой
Развить навык решения примеров
по цепочке: однозначные
– 15 чисел, двухзначные – 10
чисел, трехзначные – 3 числа.
Учить решать примеры с новой
формулой
Развить навык решения примеров
по цепочке: однозначные
– 15 чисел, двухзначные – 10
чисел, трехзначные – 3 числа.
Учить решать примеры с новой
формулой
Развить навык решения примеров
по цепочке: однозначные
– 15 чисел, двухзначные – 10
Апрель
46
Дополнительные
формулы «Соседи».
Вычитание -6, -7, -8, -9
47
Таблица вычитания
48
Таблица вычитания
49
Таблица вычитания
50
Таблица вычитания
51
Сложение, вычитание.
Все формулы
52
Сложение, вычитание.
Все формулы
53
Сложение, вычитание.
Все формулы
35
чисел, трехзначные – 3 числа.
Учить решать примеры с новой
формулой
Развить навык решения примеров
по цепочке: однозначные
– 15 чисел, двухзначные – 10
чисел, трехзначные – 3 числа.
- Закрепить все формулы на
вычитание
- Развить умение ментального
счета.
Развить навык решения цепочки
примеров: трехзначные 2 раза по
цепочке.
- Закрепить все формулы на
вычитание
- Развить умение ментального
счета.
Развить навык решения цепочки
примеров: трехзначные 2 раза по
цепочке.
Закрепить все формулы на
вычитание
Развить умение ментального
счета.
-Развить навык решения цепочки
примеров: трехзначные 2 раза по
цепочке.
- Закрепить все формулы на
вычитание
- Развить умение ментального
счета.
Развить навык решения цепочки
примеров: трехзначные 2 раза по
цепочке.
- Развить навык умения решать
примеры по цепочке на
абакусе и ментально (в уме).
- Развить навык умения решать
примеры по цепочке на
абакусе и ментально (в уме).
- Развить навык умения решать
примеры по цепочке на
абакусе и ментально (в уме).
- Развить навык умения решать
примеры по цепочке на
абакусе и ментально (в уме).
55
Сложение, вычитание.
- Развить навык умения решать
Все формулы
примеры по цепочке на
абакусе и ментально (в уме).
56
Сложение, вычитание.
- Развить навык умения решать
Все формулы
примеры по цепочке на
абакусе и ментально (в уме).
Модель организации образовательного процесса
Совместная деятельность
Самостоятельная
Взаимодействие с
взрослого и детей
деятельность детей
семьями
1
2
3
Образовательная
Разнообразная,
Рекомендации
деятельность
гибко
меняющаяся, консультации.
Основные формы: игра, предметно- развивающая и
наблюдение,
игровая среда
экспериментирование,
разговор, решение проблемных
ситуаций и др.
54
Сложение, вычитание.
Все формулы
Приемы поддержки детской инициативы в коммуникативной
деятельности
Создание проблемных ситуаций
Создание ситуации выбора
Создание игровых ситуаций для развертывания спонтанной и
самодеятельной игры
Создание ситуаций контакта со сверстниками и взрослыми
Создание ситуаций, побуждающих к высказываниям (возможность
высказаться)
Формирование ритуалов и традиций группы
Групповой сбор
Обогащение сенсорного опыта
Приоритет групповых и подгрупповых форм работы над индивидуальными
Доступность предметно-пространственной среды для различных видов
деятельности
Особенности взаимодействия с семьями воспитанников
В ходе дополнительного образования по программе «МенАри» особое
значение уделяется работе с родителями.
Ведь для овладения особыми навыками просто необходима развивающая
среда, которая создает зону комфортности для развития познавательных
процессов не только на занятиях, но и в домашних условия. Родители являются
неотъемлемой частью реализации данной программой.
36
Задача педагога:
Развить у родителей интерес и желание помочь своему ребѐнку (дать
рекомендации в помощи выполнения домашнего задания).
Формировать психолого-педагогические компетенции у родителей в области
обучения арифметике.
Познакомить с
приемами развития у
детей навыков
контроля
и самоконтроля.
Задача родителей:
Поддержать своего ребенка в обучении,
Проконтролировать выполнение домашнего задания,
Создать психологически комфортную атмосферу для его выполнения
Семьи учащихся приглашаются на олимпиады в конце учебного года.
1.3. Планируемые
результаты
Предметные:
Ребенок знает понятия: цифра, число, разряд, сложение, вычитание.
Ребенок познакомился со счетами( абак), умеет работать на них считая двумя
руками одновременно.
Освоил прием ментального счета.
Научился держать в уме цепочку из 10 чисел, совершать действия с ними по
очереди.
Умение работать в тетради (постановка руки при написании цифр).
Ребенок эмоционально вовлекся в работу на занятии.
Знает арифметические знаки (числа от 1 до 100 и больше, знак «+», «-»).
Умеет совершать арифметические действия на абакусе и ментально («+»,
«-»).
Имеет достаточную скорость выполнения задания/ правильность решения
арифметических действий: на счѐтах «Абакус», при ментальном счете
(скорость, кол-во чисел).
С легкостью и увлечѐнностью выполняет упражнения на развитие
логического мышления, упражнения на глазодвигательную реакцию.
Проходит активное и взаимоувлеченное взаимодействие с семьей,
повышенная вовлеченность семьи в создание развивающей среды, создание
комфортных условий для выполнения домашнего задания (не более 20 минут
в день).
Может считать примеры на сложение и вычитание, состоящие из цепочки от
10 чисел (состоящих из 1, 2, 3 цифр).
Метапредметные:
Значение математики для современности.
Гигиенические правила письма.
Правильно устанавливать пространственно– временные отношения.
Находить последовательность событий и нарушениепоследовательности.
Ориентироваться в пространстве.
37
Обдумывать и планировать действия.
Подчиняться заданным правилам и алгоритмам.
Личностные:
Понимать ценность иного мнения.
Определять возможности применения своих знаний в различных сферах
жизнедеятельности.
Мотивация к обучению в школе.
РАЗДЕЛ № 2 КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
УСЛОВИЙ
2.1. Календарный график
Основные
№
характеристики
п/
образовательного
п
процесса
Количество учебных
1
недель
Количество часов (в
2
неделю)
3 Количество часов (в год)
4 Начало занятий
5
Выходные дни
6
Окончание учебного года
Учебный год
28
2
56
1 сентября 2023 г.
4 ноября, 1-8 января, 23 февраля, 8 марта, 1 мая, 8,
9 мая
31 мая 2024 г.
2.2. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение
Для успешной реализации программы необходимо создание предметноразвивающей среды: оснащение группы необходимым оборудованием
Столы
Стулья по количеству детей
магнитная доска
учительский абакус
детский абакус по количеству детей
проектор
Кадровое обеспечение
высшее профессиональное педагогическое образование, высшая
квалификационная категория, курсы повышения квалификации по данному
направлению.
38
Методические материалы
Учебно-методический комплект для учащегося
1. Тетради для работы
2. Индивидуальный абакус (чѐты).
3. Ментальная карта
Учебно-методический комплект для преподавателя.
1. Тетради для работы
2. Индивидуальный абакус (чѐты).
39
3. Ментальная карта
4. Демонстрационный абакус (учительские счѐты)
Обучающий материал:
5. Карточки "Алфавит", Карточки "Большие и малые числа", Карточки
"Анаграммы", Карточки "Рисуем двумя руками", Карточки "Лабиринты",
Карточки "Струп-тесты", Карточки "Черные и белые числа", Карточки
"Таблицы Шульте", Тренажер Анзан.
2.3. Форма аттестации и оценочные материалы
Внутренний мониторинг.
В начале года обучения проводится первичная фиксация уровня знаний,
где детям предлагается задания с арифметическими действиями. Педагог
фиксирует индивидуальные способности ребенка по основным навыкам
выполнения задания.
В конце года проводится мониторинг по этим же навыкам, что позволят
педагогу проследить динамику уровня усвоения программы на первом году
обучения.
Таблица индивидуального мониторинга освоения программы
Ф.И.О.
Возраст
Показатели для мониторинга
Уровень
на
Уровень на
начало учебного
конец
года
учебного года
1. Умение работать в тетради
(постановка руки при написании цифр)
2. Эмоциональная вовлеченность
ребенка в работу на занятии
3. Знание арифметических знаков
(цифры от 0 до 9)
4. Знание арифметический знаков
(числа от 10 до 100 и больше, знак «+»,
40
«-»)
5. Умение считать на счѐтах –
Абакус (работа двумя руками, работа
пальцами)
Умение совершать арифметические действия на абакусе и ментально («+», «-»):
6. цепочка однозначных чисел;
7. цепочка двухзначных чисел;
8. цепочка трѐхзначных чисел;
9. цепочка четырѐхзначных чисел.
Скорость выполнения задания/ правильность решения арифметических действий:
10. На счѐтах «Абакус»
11.При ментальном счете (скорость,
кол- во чисел)
12.Упражнения
на
развитие
логического мышления
13.Упражнения
на
глазодвигательную реакцию
14.Взаимодействие с семьей,
вовлеченность семьи в создание
развивающей среды, создания
комфортных
условий
для
выполнения домашнего задания (не
более 20 минут
в день).
По каждому критерию выставляются баллы от 1-3, которые суммируются
и определяют общий уровень освоения программы на начало года и конец года, в
зависимости от которого выстраивается индивидуальная траектория для ребенка
для наиболее успешного овладения.
Уровни освоения программы
1-3 балл - ДОСТАТОЧНЫЙ – ребѐнок пассивен в работе. Не владеет
основными полученными знаниями.
4-8 балла - СРЕДНИЙ – ребѐнку нравится выполнять задания с числами.
Ребѐнок допускает ошибки в работе, но исправляет их с небольшой помощью
педагога.
9-14 балла - ВЫСОКИЙ – ребѐнок активен при выполнении операции с
числами. Самостоятелен при выполнении заданий.
Данные
критерии
являются
основанием
лишь
для
оценки
индивидуального развития ребенка. Продвижение в развитии каждого ребенка
оценивается только относительно его предшествующих результатов.
3.Список литературы
Для педагога:
Малушева А., Сырланова С.Т. «Ментальная арифметика как нетрадиционный
41
метод обучения устному счѐту дошкольников». Международный научный
журнал «Символ науки» №12-2/2016. С. 221- 225.
Цаплина О.В. «Ребенок в мире позитива». Журнал « Детский сад от А до Я».
2015.
№ 5 (77). С. 53-59.
Цаплина О.В. «Технология развития познавательной активности дошкольника».
Журнал «Детский сад от А до Я». 2016. №1. С. 44-53.
Шалаева Г.П.
«Решаем задачи». ООО «Филологическое общество
«СЛОВО»».2010.
Для родителей
13. Колесникова Е. В. «Готов ли ваш ребенок к школе». М., ООО «Ника-Пресс»
1996.
14. Петрова В.Ф. Методика математического образования детей дошкольного
возраста / Каз.федер.ун-т. - Казань, 2013.
Для обучающихся
15. Колесникова Е.В. Математические прописи для детей 5-7 лет. 2008 г
16. Крылов И.Н. Посчитай-ка. С - Пб. ТОО «Диамант», 1994.
17. Левик О.Н. Занимательная геометрия. Краснодар. ФЛЕР, 1995.
18. Моро М.И., Вапняр Н.Ф., Степанова С.В. Математика в картинках. М.,
Просвещение, 1984.
19. Формирование элементарных математических представлений у
дошкольников 6-7 л. Рабочая тетрадь. Ч.1,2
42